header image

Направляя движения противника

Направляя движения противника Свободное непроизвольное сферическое движение характерно для базовой техники Айкидо. Рассматривая движения корпуса, основанные на вращении и поворотах (tai-sabaki) следует помнить, что сферическое движение и вращение — это альфа и омега тренировки. Эта установка на динамическую сферу получила интересные продолжения в разных направлениях.

Например, хотя Айкидо учит жесткой технике, такой как прямые удары (atemi) и болевые захваты кисти, взятой из древних боевых искусств, упор на круговое движение создает визуальное впечатление плавного балетного танца, тонкого и деликатного. Более того, хотя рисунок многих приемов имеет вид широкой арки, как например, при броске противника, опускании его на землю или следовании его движениям, приемы Айкидо можно проводить и в ограниченном пространстве. Это достигается за счет того что движения в Айкидо круговые в отличие от прямолинейных движений, характерных для других видов боевых искусств, в которых прямые удары, направленные вперед или назад дают ощущение большой силы и требуют значительно большего пространства при их выполнении.

По существу, то, что было раньше жесткой грубой техникой, сгладилось и очистилось на основе кругового движения и техника, требовавшая большого пространства, уместилась в небольшую сферу. Это, возможно, одно из оснований, позволяющих рассматривать Айкидо как утонченное искусство.

Нужно обязательно отметить, что сферическое движение в Айкидо развивалось не для очищения искусства и не для создания пассивной системы защиты. Реальная цель была позитивной и агрессивной: превзойти и подавить силу противника. Айкидо родилось из споров по поводу ответов на такие жизненно важные вопросы как: » Что мне делать при нападении кого-то физически более сильного, чем я? Как я могу победить противника не используя никакое оружие? Не возвращаясь к жестким силовым или психологическим методам и сохраняя верность основам будо, что можно считать наиболее рациональным путем достижения превосходства над противником? Короче, как мы можем организовать защиту от того, кто превосходит нас по массе, силе и опыту?».

Принцип и использование кругового вращения как базы Айкидо были найдены Учителем Уесиба в ответ на эти вопросы и были разработаны им как современный вызов традиционным боевым искусствам.

Уесиба Морихей, неудовлетворенный тем, чему научился, на основе интенсивной тренировки добился свободного непроизвольного проявления личности в круговом движении. С учетом сферичности движений в Айкидо это звучит: «когда вас толкают разворачивайтесь и двигайтесь по кругу, когда тянут — делайте вход круговым движением.» Это значит, что в ответ на движения противника нужно двигаться по кругу, а движение по кругу позволяет сохранить стабилизировать центр тяжести, создавая устойчивую ось вращения. Одновременно, центр тяжести противника смещается и теряя центр он теряет и свою силу. Тогда над ним возможна быстрая и полная победа.

На языке Айкидо этот момент связывают в основном с движениями корпуса, включающими вращение и повороты, известными как tai-sabaki, базовая техника которых — это вход, или, точнее irimi-issoku — «вход одним шагом», основанный на принципе кругового движения. Из положения hanmi лицом к лицу с противником, при его движении вперед нужно уклониться от прямой атаки и войти в просвет, находящийся вне его поля зрения — так называемый «мертвый угол» — shikaku. Ключевой момент здесь — быстрая уверенная работа ног, за счет которой собственный центр подавляет центр противника. Базовая техника входа предусматривает удар в незащищенную точку тела противника (atemi), но при достаточно высоком уровне подготовки могут выполняться и различные другие движения (такие, как irimi-nage, irimi-tenkan, irimi-otoshi).

Как я уже отметил, irimi — это базовый элемент кругового движения, основное значение в котором имеет сохранение устойчивого положения собственного центра тяжести. В реальной ситуации чтобы изменить соотношение сил в свою пользу нужно выполнять вход, полностью используя энергию ki для смещения центра противника. Любой ценой следует избегать малейших колебаний при входе в момент прямого удара техника движений корпуса основывается на духовном единстве с системой космоса и динамическом единстве с постоянно меняющейся вселенной.

Движения корпуса в Айкидо основаны на принципе кругового движения. Точно так же, как в случае сферы, центр устойчив и движение исходит из этой неподвижной точки. Это сферическое движение может преодолеть любую противоположно направленную силу за счет техники идущей от центра — изящной, но наполненной бесконечной энергией. Для объяснения движений Айкидо можно привлечь законы физики, например, понятия центробежной и центростремительной силы, но присущая им красота достигается на основе единства ki, разума и тела. Поскольку они связаны с проявлениями личности как целого, анализ отдельных компонентов не внесет ничего нового в наше понимания и, тем более, не повысит мастерство. Занимающийся Айкидо на тренировках основное внимание уделяет отработке и совершенствованию техники кругового вращения, включая в свою работу базовый принцип Айкидо путем постоянной тренировки. При движении он или она становится подобен крутящемуся волчку, имеющему устойчивый центр и никогда не теряющему равновесия. Когда подобное состояние достигнуто, то можно считать, хотя, возможно, ученик этого полностью не осознает, что достигнуто соединение системы ki-разум-тело и вселенной.

Уесиба Киссомару (сын и наследник Уесиба Морихея)

Те, кто смотрели эту страницу, затем перешли на:

Понравилось? Подпишитесь на RSS

Один комментарий

  1. I have been exploring for a bit for any high-quality articles or weblog posts in this kind of area . Exploring in Yahoo I ultimately stumbled upon this web site. Studying this information So i?¦m glad to express that I have a very excellent uncanny feeling I came upon just what I needed. I so much surely will make certain to do not put out of your mind this web site and give it a glance regularly.

    1. Christene Coulter on 27.06.2019 - 12:54

Оставить комментарий

*
*