header image

Отношение последовательности дыхательных движений к вдыханию и задержке выдыхания

Сначала нам необходимо узнать о важности выдыхания в йоговском дыхании. В повседневной жизни человек не использует полного объема выдоха (ЖЕ) своих легких при обычном дыхании. Следовательно, в йоговском дыхании длительность выдоха волевым усилием растягивается — она вдвое больше длительности вдоха, для максимального использования емкости выдыхания. Это дает соотношение по времени 1:2 для вдоха и выдоха. В то же время выдох, обычно являющийся пассивной функцией, становится активным. Активный выдох широко используется в жизни, например, при пении духовных песен. Растянутый выдох облегчает набирание большего, чем обычно вдыхается, объема воздуха в легкие посредством глубокого волевого вдоха (возрастание приливного объема). Таким образом, через продление волевым усилием длительности дыхательного цикла в длину и в глубину мы обучаемся сознательно и эффективно контролировать как наши дыхательные возможности, так и мышление. Такое продление позволяет энергии праны задерживаться во всем нашем существе и распространяться по нему. Поскольку мозг неусыпно контролирует дыхание, концепция пранаямы помимо своих духовных аспектов обеспечивает укрепление наших легких и стенки грудной клетки, а также оптимальное насыщение кислородом кровеносной системы нашего тела, в особенности мозга. Благодаря быстрой циркуляции крови мы выглядим свежими и энергичными. В то же время наше чувство осознания способствует воздействию на нас энергии праны.

Вслед за этим идет длительность задержки дыхания в отношении ко вдоху. Согласно йоговской культуре это отношение составляет 1:4. Это означает, что период задержки дыхания вчетверо дольше длительности вдоха. Так что окончательное отношение для дыхательной последовательности 1:4:2; вдох — задержка дыхания — выдох. В некоторых случаях практикуется также задержка дыхания после выдоха, причем длительность задержки дыхания после выдоха 1:1 или даже менее в отношении ко вдоху, в соответствии с индивидуальными физическими возможностями, поскольку после выдоха более длительная задержка дыхания, на 15 секунд и более, может стать весьма неприятной.

Таким образом, окончательная пропорция 1:4:2:1 для состояний вдох-пауза-выдох-пауза — это стандартное соотношение для всех практик Пранаямы, если иное специально не оговорено. Если преобразовать это соотношение в секунды, первый шаг урока начинается с 6 секунд для вдоха и 12 секунд для выдоха без периода задержки дыхания. Затем следует постепенно увеличить временное соотношение от 6:12 до 8:16 или 10:20, в соответствии с развитием регулярной практики и с учетом максимальной индивидуальной физической возможности. Можно также начинать обучение с более низким соотношением, 4:8, поскольку в среднем в обычной повседневной жизни время вдоха — около 4 секунд. После достижения возможно более длиного времени соотношения в первом шаге урока переходите ко второму шагу, с периодом задержки дыхания. Начните с начала, с соотношения времени от 6:24:12, постепенно увеличивая его до 8:32:16 или 10:40:20 (для многих задержка дыхания в течение 40 секунд может быть трудной. В этом случае уменьшите период задержки на 25-50 процентов, следуя своим возможностям).

Можно также начинать с наименьшего временного соотношения 4:16:8. Здесь следует принимать во внимание индивидуальную способность к максимальной задержке дыхания. Полезное постепенное увеличение значений времени на основе приведенного соотношения является частью регулярного обучения пранаяме, чему непременно надо следовать. Таким образом, без надлежащих тренировочных шагов с самого начала будет нелегко правильно следовать приведенным временным соотношениям в дыхательной последовательности, поскольку обычно мы дышим в нашем привычном ритме дыхания. Так что наилучшим путем обучения этим соотношениям в координации с вариациями пранаямы являются серьезные уроки под персональным руководством компетентного духовного наставника, поскольку духовные аспекты являются основой пранаямы. Опытный наставник знает, как физически и духовно продвигать шаги обучения с учащимся, а также как скорректировать ошибки в процессе практики, такие, как добровольное углубленное дыхание, которое может привести к дыхательному дискомфорту или неверным дыхательным привычкам.

Ранджит Сен Гупта

Те, кто смотрели эту страницу, затем перешли на:

Понравилось? Подпишитесь на RSS

Один комментарий

  1. Hi there! Someone in my Myspace group shared this site with us so I came to take a look. I’m definitely enjoying the information. I’m book-marking and will be tweeting this to my followers! Great blog and brilliant design and style.

    1. Ramon Galmore on 27.06.2019 - 13:09

Оставить комментарий

*
*