header image

category archive listing Архив категории: Буддизм — мудрость

Хлопок одной рукой

К Мастеру Дзэн по имени Суйво пришел ученик в слезах и отчаянии. — Прийдется мне в стыде и смятении вернуться домой, — сказал он, — раз я не могу решить заданную мне задачу. 3 года назад Суйво велел ему медитировать на тему: услышать звучание хлопка одной ладони.

3 притчи на тему: «Слова не нужны»

Первая притча Басе, Мастера Дзэн спросили: — Расскажите что-нибудь о своих беседах. Вы говорите и при этом выступаете против слов. Вы говорите: «Тот, кто знает, тот молчит!» Но ведь вы не молчите! Как это понять? Басе ответил: — Говорят другие, я цвету!

«Дающий должен благодарить»

Когда Сейсецу был учителем Энкаку в Камакура, он потребовал большое помещение, так как то, в котором он преподавал, было переполнено. Умедзу Сейбей, купец из Эдо, решил пожертвовать 500 кусков золота, называемых ре, на строительство более просторной школы. Эти деньги он принес учителю.

«Это не конечная цель»

В Японии в воинах воспитывают бдительность, осознанность. Это является основой обучения, все остальное — второстепенно. Искусство фехтования, искусство стрельбы из лука — лишь способы развить бдительность. О великом Мастере Риндзае рассказывают, что он не всегда добивался успеха в стрельбе из лука. Его стрелы часто пролетали мимо цели. А он был известен, как один из величайших […]

Рождение дзэн-буддизма

Буддийское священное писание начало проникать из Индии в Юго-Восточную Азию в начале 1 в.н.э. Но суть Буддизма принес в Китай Бодхидхарма в 520 г.н.э. Об этом сохранилось предание. Бодхидхарму ожидали. Император Китая Ву выехал навстречу приветствовать его. Он был взволнован. О необыкновенности Бодхидхармы было много слухов. Он был просветленным Мастером и император хотел радушно принять […]

Поставить ум в тупик

В даосской традиции Мастер стремился поставить ум ученика в тупик, показать ему ограниченность ума и, таким образом, вывести его за пределы понимания и для этой цели изобретались хитроумные коаны (головоломки). Так, например, Мастер говорил ученику: «Медитируй на тему: хлопок одной рукой». Подобные приемы использовались и в Дзэн-буддизме и в Суфизме. Жил на свете даосский Мастер […]

Постигайте суть

Молодой человек по имени Ле-цзы встретился с колдуном и попал под его чары. Вернувшись, он обо всем рассказал своему Мастеру. — Ваше учение я считал высшим, а теперь познал более совершенное. — Я не открывал тебе внешнее, пока ты не постиг внутренней сути, — сказал Мастер. — Как же ты судишь об учении? Если рядом […]

Махавира — современник Будды

Современником Будды в Индии был Махавира, признанный 24 воплощением Бога в брахманизме, восходящем к ведическому учению. К тому времени брахманизм «оброс» огромным количеством обрядовых ритуалов и церемоний, которые, подобно пелене, закрыли внутреннюю суть божественного учения. Брахманизм также был перегружен отвлеченной умозрительностью. В результате таких превращений, ведическое учение, у истоков которого стоял Рама, а затем Кришна, […]

«Я не чувствую никакой боли»

Великий император Индии Ашока за 250 лет до Р.Х. объединивший под своим началом пол Азии, признал учение Будды. Оно стало образом его жизни. Оставаясь императором, он жил, как человек, которому ничего не принадлежит. Когда его сын Кунала, наследник престола, попросил разрешения у отца стать монахом, Ашока пустился впляс. Он сказал: — Я ждал, что ты […]

Будда ждет нас

Существует предание: Будда остановился у врат Рая. Ради достижения этой цели он трудился всю свою жизнь. Врата открылись. Играла музыка. Было празднество и ликование, потому что очень редко человек поднимался к таким высотам. Привратники открыли врата, вышли навстречу и пригласили Будду: — Ты прибыл! Входи! Мы рады приветствовать тебя! Но они были удивлены. Будда выглядел […]