header image

Что такое Суфизм?

Что такое Суфизм?

На Востоке существуют 3 основные философские традиции: Суфизм, Веданта и Буддизм

Учение Суфизма излагали пророки Бенэ Израэля: Авраам, Моисей, Давид, Иона, Заратустра, Христос, Мухаммад; эти и другие пророки были родом из земель Сирии, Аравии, Персии, Египта и с территории нынешних Турции и юго-восточной России.

Суфизм — это древнее учение мудрости, смирения, давшее начало многим культам мистического и философского характера. Его корни ведут к древней традиции, существовавшей в Египте и ставшей тем источником, из которого вышли все другие школы посвящения. Суфизм всегда представлял эту традицию и продолжил ее путь в царстве тишины и умиротворения.

4 школы учения Суфизма

Первая из них — Накшбанди, главную роль в которой играют символизм, ритуалы и обряды. Второй стала Кадири, учившая мудрости на основе исламской религии Востока. Третья, Сухрварди, учила таинству жизни, раскрывающемуся через метафизические знания и практики самоконтроля. Четвертой стала Чишти, представлявшая духовный идеал в области поэзии и музыки. Эти четыре ветви дали многочисленные ростки, проникшие в Аравию, Турцию, Палестину, татарские земли, русский Туркестан, Бухару, Афганистан, Индию, Сибирь и другие области Азии.

В каждой школе цель остается одной и той же, меняются лишь методы ее достижения. Высшей целью всякой суфийской школы было и остается достижение того совершенства, которому учил Иисус Христос и о котором в Библии сказано: «…будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный».

Метод Суфизма в основе своей всегда один — избавление от своего «я»

Но какого «я»? Не настоящего, а ложного «я», от которого человек зависит и исходя из которого считает себя кем-то отличным от других. Отказавшись же от этого ложного «я», он дает возможность своему подлинному Я проявить себя в видимом мире. Суфийский метод позволяет раскрыться душе человека, истинному Я — вечному, которому принадлежат все силы и красота.

Суфизм понял, что образы Ахурамазды и Аримана олицетворяют собой принцип добра и принцип зла. Кто-то может обнаружить их в словах Христа или в Коране так же, как и в Зенд-Авесте. Он понял то, что стоит за представлениями об ангелах, пришел к идеализации Бога и Учителя как носителя божественного послания. Его можно назвать иудейским мистицизмом, если пренебречь тем влиянием, которое оказало на него Христианство. Его можно назвать христианской мудростью, если пренебречь влиянием мудрости Ислама. Его можно назвать внутренней составляющей Ислама, если пренебречь воздействием иных философских систем, таких, как Веданта и Буддизм.

Вот почему Суфизм так всеобъемлющ, совершен и универсален.

Суфийское поклонение природе родилось под воздействием учения Заратустры

Склонность Суфизма к жертвоприношению — это урок Авраама. Своим чудесным могуществом он обязан Моисею. Предупреждая о грядущих опасностях, Суфизм представляет Ноя — величайшего дозорного прошлого. Его неприятие аскетизма восходит к Соломону, а священная музыка напоминает о песнях Давида. Стремление к самопожертвованию опирается на пример Христа, в человечности видно воздействие личности Мухаммада. Вот почему суфий является учеником всякого наставника, последователем любой религии, познающим мудрость во всех ее аспектах. Вот почему, несмотря на свои духовные достижения, он остается открытым миру.

Многие люди говорят: «Мы верим только в Моисея или в Христа». Другие утверждают, что верят лишь Ведам или другим древним священным писаниям. Но для суфия неважно, кто именно сказал то или это; важна суть того, что было сказано. Если он находит истину в словах Заратустры, он принимает ее; если он встречает истину в Каббале, то принимает и ее. Суфий признает слово Христа и Библию, он видит истину в Коране. Он принимает Веданту — среди суфиев были более великие ученики Веданты, чем многие индусы. Во всем он видит одно священное писание.

Дара, брат Аурангзеба, одним из первых среди иностранцев изучил Веды и помог распространению заключенного в них знания. В царствование Акбара в его землях строились христианские церкви, еврейские синагоги и мусульманские мечети — и он посещал их все. Это убедительное доказательство его суфийских воззрений. Когда умер великий поэт Кабир, индусы и мусульмане принялись оспаривать друг у друга право проводить его в последний путь. Индусы хотели кремировать тело, а мусульмане — предать земле. И те и другие заявляли, что он принадлежит к их вере. Суфий видит истину в каждой вере. Он никогда не скажет, что та или другая религия — не его. И индусы и мусульмане приходят к могилам великих суфийских святых например к могиле Хваджи Моин-уд-дина Чишти в Аджмире.

Суфий видит истину во всех ее формах

Если кто-нибудь предложит суфию пойти в христианскую церковь и вознести молитву, он сделает это с охотой. Если кто-то другой пригласит его в синагогу и попросит молиться так, как это делают евреи, он будет совершенно готов к этому; а находясь среди мусульман, он станет совершать намаз вместе с ними. В индуистском храме он видит настоящего Бога, живого Бога вместо идола; и буддийский храм вдохновляет его, а не ослепляет идолопоклонством. И все же истинная мечеть суфия — в его сердце, в котором живет Возлюбленный, тот, кому одинаково поклоняются как мусульмане, так кафиры.

В наши дни задачей Суфийского Движения является установление лучшего взаимопонимания между отдельными людьми, народами и расами, а также помощь тем, кто стремится найти истину. Его основное положение — утвердить осознание божественности человеческой души; для этого и дано суфийское учение.

Непонимание существует не только между Востоком и Западом или христианами и мусульманами, передавшими Западу опыт Суфизма, но между самими христианами, равно как вообще между людьми. Суфизм как школа пришел с Востока на Запад, но Суфизм как послание пришел на землю свыше. В этом смысле Суфизм не принадлежит ни Востоку, ни Западу. Суфийское эзотерическое учение опирается на традицию древней школы Суфизма, существовавшей на протяжении разных исторических этапов, но Суфийское Послание имеет свою собственную традицию. Это больше чем школа: это сама жизнь; это ответ на мольбу всего человечества.

Суфизм есть религия, если кто-то хочет учиться по нему вере; он есть философия, если кто-то хочет учиться по нему мудрости; он есть мистицизм для того, кто стремится быть руководимым им в раскрытии своей души. И все же он выше этих вещей. Он есть свет, он есть жизнь, питающая каждую душу и возвышающая смертного до бессмертия. Он — послание Любви, Гармонии и красоты. Это божественное послание. Это послание эпохи, а послание эпохи есть ответ на призыв каждой души. Это послание, однако, заключено не в словах, а в божественном свете и энергии, которые исцеляют души, даря им покой и мир Бога.

Суфизм не является ни деизмом, ни атеизмом

Поскольку деизм означает веру в Бога, находящегося недостижимо далеко на небесах, а атеизм значит жить без веры в Бога. Суфий верит в Бога. В какого именно Бога? В Бога, от которого он сам произошел, Бога в себе и вокруг себя; как сказано в Библии, мы живем, движемся и имеем наше существо в Боге. Такое учение — учение Суфизма.

Суфий верит в Бога как в идеальное Я внутри подлинной жизни, как в коллективное Сознание, а также как в Господа обоих миров, Владыку судного дня, Вдохновителя прямого пути, Того, от Которого все произошло и к Которому все вернется.

В действительности не может быть многочисленных религий — есть лишь одна

Не может быть двух истин и не может быть двух повелителей. Как есть только один Бог и одна религия, так существуют лишь один повелитель и одна истина. Уязвимое место человека всегда заключается в том, что он считает истиной лишь то, что привычно, а то, что он не приучен слышать или о чем думать, пугает его. Подобно путнику, затерянному в чужой стране вдали от дома, душа человека странствует среди явлений и вещей, непривычных ей. Но путь к совершенству означает возвышение над ограничениями, устремление на такую высоту, откуда глаз уже не может различить границ отдельных стран или континентов, а видит весь мир целиком. Чем выше поднимаешься, тем шире становится горизонт.

Суфий никому не предписывает принципов, но это не как в обычной жизни, где не иметь принципов значит быть очень плохим человеком. Некоторые удивляются: как же можно следовать учению Суфизма, если у него нет определенных принципов. Ответ прост: то, что хорошо для одного человека, может быть плохо для другого. Для кого-то очень хорошо быть монахом и сидеть целый день в церкви или мечети, а кому-то это не годится, — ему, может быть, нужно идти в кафе и рестораны и понять смысл приобретаемого там опыта.

На Востоке в месте, где должно выражать уважение, люди покрывают голову шапкой или тюрбаном, тогда как на Западе в тех же самых случаях следует снимать шапку, то есть все делается точно наоборот. На Востоке прежде чем войти в индуистский храм, мечеть или другое священное здание, необходимо разуться; на Западе не дозволяется являться в церковь босиком. Если бы браминам пришлось носить тяжелую обувь — такую, как носят европейцы, им стало бы дурно, они бы постоянно страдали от усталости; их обувь должна быть легкой и простой, чтобы ее можно было снимать и надевать без проблем. Предписания каждой религии давались в соответствии с определенным временем и местом.

Люди без конца сражаются из-за принципов

Они заявляют, что твердо стоят за такие-то принципы и что эти принципы делают их лучше тех людей, которые придерживаются иных норм. Однако для суфия здесь нет хорошего или плохого; его единственная мораль — быть добрым к другим. Вот чего мир никак не может понять, потому что человечество всегда желает принципов и хочет, чтобы кто-то сказал ему, что хорошо и что плохо. Но мы видим вещи хорошими или дурными в зависимости от нашей точки зрения, а это значит, что ее-то и следует воспитывать в первую очередь. Суфий наполняет духовностью все, к чему бы ни прикоснулся. Он видит только единство и гармонию. Религия суфия — только Любовь, поэтому предписания прочих религий ничто для него. Борьбу за принципы он оставляет в удел тем, кто не способен видеть вне узких рамок своих собственных идей.

Когда произносится слово «философия», человек сразу вспоминает философию Веданты, скажем, или Платона и Аристотеля. Эти и прочие философы изучали физическую вселенную, материю; они выяснили, как дух становится материей, и постигли метафизику. Но в их философских системах мы не найдем ни поклонения, ни идеализации, тогда как в Суфизме мы находим идеализацию Бога.

Суфии верят в помощь любого поклонения

Но даже идолопоклонство не заставит суфия стать кафиром, неверующим, поскольку кроме идола он в то же самое время поклоняется чему-то еще. Миру может показаться, что он поклоняется идолу, тогда как в действительности он поклоняется Богу во всем. Идолопоклонник тот, кто говорит: «Это — Бог, а то — не Бог; Бог есть в этом идоле, а в тебе нет Бога».

У суфия также есть свой идол, но это живой идол. Как-то на улице Хайдарабада я встретил факира. Он обратился ко мне: «Эй, муршид, как пройти туда-то?» Я в то время изучал философию и подумал: «Он назвал меня муршидом; должно быть, он увидел во мне какое-то величие!». Но тут я услышал, как он спрашивает полицейского: «Эй, муршид, это дорога к такому-то дому?» — и понял, что он говорит «муршид» каждому. Когда я попросил объяснений этому у своего муршида, он ответил, что факир находится на ступени фана-фи-шейх, когда ученик видит своего муршида во всем и в каждом. Тот, кто достиг этой ступени, учится у всего, у каждого существа, старого или молодого, глупого или мудрого, даже у кошки, у собаки, у дерева, у камня. А человек, способный видеть Бога только в одном-единственном предмете, а не во всех вещах и существах, — вот кто идолопоклонник. И только когда человек видит Бога во всем, он действительно видит Бога.

Суфизм — это философия среди религий и религия среди философий

В кругу религий он представляется философией благодаря характерной для Суфизма свободе мысли; среди философских систем он кажется религией из-за идеализации суфиями Бога, посвящения себя ему и поклонения. Суфиями этих людей назвали другие, сами они не давали себе никакого имени. Они были свободны и чисты от определений, от имен и ярлыков, от персональных различий, и поэтому мир назвал их суфиями, от корня саф, что по-арабски означает «чистый».

Хазрат Инайят Хан

Те, кто смотрели эту страницу, затем перешли на:

Понравилось? Подпишитесь на RSS

Комментариев: 23 (Добавить)

  1. After looking at a handful of the articles on your web page, I honestly appreciate your technique of blogging. I saved it to my bookmark site list and will be checking back in the near future. Please visit my web site as well and tell me what you think.

    1. cbd capsules on 18.10.2019 - 16:37
  2. When I originally commented I clicked the -Notify me when new comments are added- checkbox and after this whenever a comment is added I get four emails with the same comment. Could there be however you possibly can get rid of me from that service? Thanks!

    2. Tractor Workshop Manuals on 18.10.2019 - 16:11
  3. An outstanding share! I’ve just forwarded this onto a coworker who had been doing a little research on this. And he actually ordered me lunch simply because I discovered it for him… lol. So let me reword this…. Thank YOU for the meal!! But yeah, thanks for spending the time to talk about this issue here on your web site.

    3. bd-exp on 18.10.2019 - 03:00
  4. Hello, I believe your blog might be having internet browser compatibility issues. When I look at your blog in Safari, it looks fine however, if opening in Internet Explorer, it has some overlapping issues. I just wanted to give you a quick heads up! Besides that, fantastic website!

    4. Serco-Syr on 18.10.2019 - 01:13
  5. Way cool! Some very valid points! I appreciate you penning this write-up and also the rest of the site is extremely good.

    5. Safwa Law Firm on 17.10.2019 - 16:51
  6. Good post. I learn something totally new and challenging on sites I stumbleupon every day. It’s always useful to read articles from other authors and use a little something from their web sites.

    6. The BP on 14.10.2019 - 08:14
  7. You’re so cool! I do not believe I have read a single thing like this before. So great to find somebody with some genuine thoughts on this issue. Seriously.. many thanks for starting this up. This website is something that’s needed on the web, someone with a bit of originality.

    7. i99Club on 12.10.2019 - 23:34
  8. Hi, I do think this is a great site. I stumbledupon it 😉 I may return yet again since i have book marked it. Money and freedom is the best way to change, may you be rich and continue to help other people.

    8. Royal CBD on 08.10.2019 - 00:14
  9. Everyone loves it when people get together and share opinions. Great blog, continue the good work.

    9. Luxenationz on 28.09.2019 - 01:38
  10. There are many posts on the market near this, I do believe taking there reference could experience made this spot or article really informative. Practical goal expression this post is unhealthy. Simply I must pronounce that the info provided here was unique, merely so it will be more in close proximity to complete, supporting to former information will receive been actually good. The points you have touched here are vital, thus I am going to spot many of the information here to create this actually best for entirely the newbie’s here. Thank you for this info. Actually helpful!

    10. John Deere Technical Manuals on 25.09.2019 - 11:44
  11. I blog frequently and I really appreciate your content. Your article has truly peaked my interest. I’m going to book mark your site and keep checking for new information about once a week. I subscribed to your RSS feed too.

    11. Elinor Erz on 25.09.2019 - 03:25
  12. I want to to thank you for this wonderful read!! I definitely loved every little bit of it. I have got you book marked to look at new stuff you post…

    12. Go Get Travel on 23.09.2019 - 04:16
  13. of course cruise ships are expensive but of course the trip is very nice“

    13. John Deere Diagnostic and Test Manuals on 20.09.2019 - 18:41
  14. Nice post. I understand some thing very complicated on diverse blogs everyday. It will always be stimulating to see content using their company writers and practice something at their store. I’d would prefer to apply certain together with the content on my small weblog regardless of whether you do not mind. Natually I’ll supply you with a link on your internet weblog. Thanks for sharing.

    14. Tractor Workshop Manuals on 19.09.2019 - 22:42
  15. I like it when people get together and share views. Great blog, continue the good work.

    15. AllVidd on 19.09.2019 - 03:39
  16. A very informationrmative post and lots of really honest and forthright comments made! This certainly got me thinking a lot about this issue so cheers a lot for dropping!

    16. John Deere Technical Manuals on 02.09.2019 - 17:14
  17. Hello there! I could have sworn I’ve visited this site before but after browsing through some of the articles I realized it’s new to me. Anyways, I’m definitely happy I came across it and I’ll be bookmarking it and checking back often!

    17. oflewskii on 31.08.2019 - 22:52
  18. After looking over a handful of the articles on your site, I really like your technique of blogging. I bookmarked it to my bookmark webpage list and will be checking back soon. Please check out my web site too and tell me what you think.

    18. wricefinancial on 29.08.2019 - 05:31
  19. Its like you read my mind! You appear to know a lot about this, like you wrote the book in it or something. I think that you can do with a few pics to drive the message home a bit, but instead of that, this is excellent blog. A fantastic read. I will definitely be back.

    19. Tractor Workshop Manuals on 27.08.2019 - 19:47
  20. This page reminds me of the other page I was looking at earlier

    20. past life quizzes on 23.08.2019 - 02:47
  21. Nice post. I find out something more difficult on distinct blogs everyday. It will always be stimulating to learn to read content using their company writers and exercise a specific thing from their store. I’d would prefer to apply certain together with the content in this little weblog whether you do not mind. Natually I’ll offer you a link on your web blog. Thank you for sharing.

    21. John Deere Repair Manuals on 21.08.2019 - 09:37
  22. I just want to say I am just very new to blogs and certainly enjoyed you’re website. Almost certainly I’m planning to bookmark your blog . You surely come with impressive articles and reviews. Kudos for sharing with us your blog.

    22. here are the findings on 18.08.2019 - 10:53
  23. I love it when people come together and share opinions, great blog, keep it up.

    23. Bruce Covotta on 27.06.2019 - 12:50

Оставить комментарий

*
*